Механические явления?

Подраздел "Механические явления"- это 1-й раздел курса (см.полное описание курса) и включает следующие блоки: Предмети методы физики 1.1. Законы взаимодействия и движения тел 1.2. Работа и мощность. Энергия 1.3. Давление твердых тел, жидкостей и газов 1.4. Механические колебания и волны Повторение курса "Механические явления"

Тепловые явления?

Подраздел "Тепловые явления" - это 2-й раздел курса (см. полное описание курса) и включает следующие блоки: 2.1. Первоначальные сведения о строении вещества 2.2. Тепловые явления Повторение курса "Тепловые явления"

Электромагнитные явления?

Подраздел "Электромагнитные явления" - это 3-й раздел курса (см. полное описание курса) и включает следующие блоки: 3.1. Электрические явления 3.2. Электромагнитные явления 3.3. Световые явления Повторение курса "Электромагнитные явления"

Квантовые явления?

Подраздел "Квантовые явления" - это последний раздел курса (см. полное описание курса) и включает следующие блоки: 4.1. Квантовые явления 4.2. Строение и эволюция Вселенной Предмет и методы физики (методы научного познания)

Подготовка к экзамену?

Подраздел "Подготовка к экзамену" - это заключительный раздел курса (см. полное описание курса) и включает следующие блоки: Предмети методы физики Повторение курса Основной школы Варианты ОГЭ Тренажеры отдельных заданий ОГЭ
Относительность механического движения
Чтобы разобраться в относительности механического движения, зададимся вопросом:
«Мы сейчас, в настоящий момент времени, движемся или находимся в состоянии покоя?»
Ты, конечно же, ответишь, что всё зависит от того, что мы делаем.
Просто сидим на месте или двигаемся куда-нибудь.
Однако это не совсем верно.
Дело в том, что даже когда ты сидишь, стоишь или лежишь на одном и том же месте —
ты всё равно движешься!

Как это понять? Да всё очень просто. Я предполагаю, что ты сейчас находишься на планете Земля, так вот знай: она движется вокруг Солнца, таким образом, и ты движешься вместе с Землёй вокруг Солнца.

Магазины и деревья на улице не стоят на месте? Стоя возле них, мы же видим, что они никуда не движутся. Так движутся или нет?
Со всем разобраться поможет слово «относительно».
Пример:
Если ты находишься в движущемся вагоне маршрутного такси, то относительно окон того же самого маршрутного такси ты не движешься, а относительно мотоцикла, припаркованного возле магазина, ты движешься.
марш.jpg
  
Рис. 1. Транспорт
 
Давайте примем дом за неподвижное тело. Правильно оно называется тело отсчёта. Относительно него стоящие рядом деревья находятся на месте, то есть не движутся. А пролетающие рядом птицы и едущие по дороге автомобили находятся в движении.
Чтобы найти скорость движения одного тела относительно другого, необходимо сложить векторы этих скоростей.
Классический закон сложения скоростей гласит:
скорость тела относительно неподвижной системы отсчёта равна геометрической сумме двух скоростей — скорости тела относительно подвижной системы отсчёта и скорости подвижной системы отсчёта относительно неподвижной.

Вспомним, как складываются векторы. Пусть это будут векторы скорости V1 и V2.

Вот они направлены в одну сторону, например, так:
 
векторы1.svg
 
Рис. 2. Векторы скорости, расположенные на параллельных прямых
 
Для того чтобы их сложить, нужно выстроить их друг за другом.
Это называется сложением векторов по правилу треугольника.
Должно получиться так:
 
векторы2.svg
 
Рис. 3. Векторы скорости друг за другом
 
В результате сложения таких векторов должен получиться один результирующий.
Покажем его красным цветом. Это вектор V.
Он получился, когда мы соединили начало первого вектора с концом последнего.
 
векторы3.svg
 
Рис. 4. Вектор, получившийся в результате сложения
 
Два вектора V1 и V2 сложились, и получился один вектор V. Всё просто.
 
Бывает, что векторы могут быть направлены в разные стороны. Скажем, вот так:
 
векторы4.svg
 
Рис. 5. Векторы направлены в разные стороны, расположены на параллельных прямых
 
Будем пробовать их складывать по известному правилу — правилу треугольника.
Выстроим векторы друг за другом. Должно получиться примерно так:
 
векторы5.svg
 
Рис. 6. Выстроенные вместе векторы
 
Снова соединим начало первого вектора с концом последнего.
Чтобы было лучше видно, изобразим результирующий вектор красным цветом.
 
векторы6.svg
 
Рис. 7. Результирующий вектор
 
Два вектора V1 и V2 сложились, и получился один вектор V.
Может случиться, что векторы лежат не так ровно, а, скажем, под углом 90° друг к другу.
Например:
 
векторы7.svg
 
Рис. 8. Векторы, перпендикулярные друг другу
 
Перед нами два вектора — V1 и V2. Как же их сложить?
Снова выстраиваем их друг за другом, чтобы получились стороны треугольника.
Или соединяем начала этих векторов — тогда получится правило параллелограмма.
 
векторы8.svg
 
Рис. 9. Соединённые векторы
 
Правило треугольника нам уже знакомо. Просто соединяем начало первого вектора с концом последнего.
Для сложения по правилу параллелограмма дорисовываем ещё две стороны напротив уже имеющихся двух.
Результат сложения не зависит от выбранного правила сложения — правила треугольника или правила параллелограмма.
Должен получиться один и тот же вектор V. Изобразим его красным.
 
векторы9.svg
 
Рис. 10. Результирующий вектор по правилу параллелограмма
 
Теперь можно приступать к решению задач на относительное движение.
Источники:
Рис. 2. Векторы скорости, расположенные на параллельных прямых. © ЯКласс.
Рис. 3. Векторы скорости друг за другом. © ЯКласс.
Рис. 4. Вектор, получившийся в результате сложения. © ЯКласс.
Рис. 5. Векторы направлены в разные стороны, расположены на параллельных прямых. © ЯКласс.
Рис. 6. Выстроенные вместе векторы. © ЯКласс.
Рис. 7. Результирующий вектор. © ЯКласс.
Рис. 8. Векторы, перпендикулярные друг другу. © ЯКласс.
Рис. 9. Соединённые векторы. © ЯКласс.
Рис. 10. Результирующий вектор по правилу параллелограмма. © ЯКласс.